вторник, 30 марта 2010 г.

Сергей Стадлер в Израиле

Большое интервью с Сергеем Стадлером

Не часто шедевры классической музыки в исполнении всемирно известного музыканта можно услышать в Израиле в столь необычных местах. Выступления одного из лучших скрипачей современности состоятся не в центральных концертных залах, а в колокольной пещере Бейт Гуврин, а также в монастырях и церквях.
Сергей Стадлер и Иерусалимский фестивальный оркестр
Организаторы и сам музыкант намерено выбрали эти места, так как уверены, что для слушателей это редкая возможность погрузиться в романтическую атмосферу и насладиться уникальной акустикой.
В преддверии столь необычных гастролей Сергей Стадлер – ректор Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова дал специальное интервью.

- Сергей, Вы бывали в Израиле, знакомы с нашей страной…

- Да, я много раз бывал – и очень люблю приезжать в Израиль! Ваша публика знает, на что именно она идет, что ей предстоит услышать, кого она услышит… Идут не потому, что билет дешевый, или — некуда больше пойти… Я ощущаю такое же единство с залом, какое ощущаю в России. У меня в Израиле много друзей, есть люди, с которыми меня связывает целая жизнь. Я люблю ваши города, люблю жить в Иерусалиме. Все важные святыни посетил – и не один раз.

- Что вы покупаете в Израиле?

- Разное. Вино… Очень уважаю израильское вино.

- Как выбирается гастрольная программа?

- Вместе с устроителями. В данном случае – с организаторами цикла «Жемчужины музыки». Я хотел Гайдна, Паганини, Вивальди.

- Сергей, вы – музыкант с большим опытом конкурсной борьбы. Вы умели выигрывать, ваша слава началась с громких побед на международных конкурсах. Как вы относитесь к музыкальным конкурсам?

- Я на самом деле много играл на конкурсах, ушел из конкурсной жизни, из «большого спорта» в 1982 году, после конкурса Чайковского, и могу сказать, что на каком-то историческом этапе именно этот путь – через конкурсы — был единственным, позволяющим выйти на большую концертную эстраду. И — я думаю – он был и самым честным. Для музыканта, который хочет быть артистом, выйти к залу со своей судьбой и темой, это важный путь. Теперь имеет место некая существенная девальвация — в мире существует около 400 международных конкурсов, это значит, что ежедневно, а в воскресенье даже два раза, на сцене появляется человек, получивший первую премию. А в концертной практике – вот ведь парадокс!- мы сейчас довольно редко слышим выдающихся, больших музыкантов. Есть хорошие, много профессиональных. А вот больших, выходящих из ряда вон — практически нет.

- Как вам нравится уровень сегодняшних музыкантов?

- Трудно ответить. Процесс воспитания молодого профессионала – и хрупкий, и длительный. Учатся музыке в среднем шестнадцать лет, одиннадцать в школе и пять в консерватории. Сейчас закончат те, кто поступил в 1994 году… Значит, мы имеем дело с музыкантами, вошедшими в профессиональную воду в «лихие девяностые», когда все было вроде дозволено, когда казалось, что впереди свободный космос. И это не оправдалось. Мир шел вперед, но и назад тоже. Личностей в искусстве музыки сегодня меньше, чем было двадцать-тридцать лет назад. Они есть – но их можно пересчитать без особого напряжения памяти. Вот недавно у нас играл Евгений Кисин. Это было блестящее, озаренное, истинно талантливое исполнение. Он сохранил свой дар – и преумножил его. Таких на планете совсем мало осталось…

- Мировые концертные площадки заполонили парни и девушки-роботы, они играют быстро – но души в их игре нет…

- И поэтому личность на сцене — редкость. Вот объявлен концерт в Лондоне, в афише Репин, он заболел – приеду я, заболею я — приедет кто-то еще, и никто не отменит концерт, никто не сдаст билеты. Сыграют. Мир универсален. Музыка звучит. Фоном.

- Я недавно на одном из наших фестивалей познакомилась с виолончелистом из Англии, лауреатом конкурса Чайковского Александром Чаушьяном. Он рассказывает, что в Англии в залы ходят только пожилые люди. А что в России? 

- Обобщать нельзя. Но эта тенденция повсеместна. Наши преданные слушатели в серьезном возрасте.

- Господин Стадлер, как живет сегодня музыкант в России? 

- Были дни, когда можно было говорить, что музыканты бедствуют. После потрясений, после надломов думали, что культура не спорт, в помощи не нуждается. Теперь чуть иначе.

- С ноября 2009 вы ректор…

- Уже два года, как я ректор. Просто наименование было такое- и.о. Исполняющий обязанности. Выборы были прямые, тайные… Люди пришли. И за меня был очень высокий процент. Мне оказали доверие. Многое менять, строить – в этих стенах никогда еще не было ремонта. У нас прекрасный зал – на 1700 мест. Он должен работать.

Билеты на представления Сергей Стадлер и Иерусалимский Фестивальный Оркестр  можно купить в Кассе Bravo!

Подпишитесь на рассылку Кассы BRAVO! и вы первыми узнаете

Комментариев нет:

Отправить комментарий